Музей по имени «Джерри»

Ицуки НАКАМУРААвтор статьи, которую мы предлагаем вниманию читателей, — японский ученый, который долгое время занимается изучением проблем коренных народов Дальнего Востока. Ицуки Накамура впервые побывал в Хабаровске десять лет назад как член правления советско-японских музейных связей острова Хоккайдо и севера Дальнего Востока, а также как почетный член Ассоциации народов Севера и Приамурья.

Это было время, когда Хабаровский фонд культуры только становился на ноги, и Ицуки Накамура стал одним из первых, кто протянул руку помощи тогда еще молодой общественной организации. Посодействовал приобретению компьютерной техники, поддерживал детский центр фонда культуры в Комсомольске-на-Амуре. Всякий раз, приезжая в Хабаровск, господин Накамура приходил в фонд культуры, где его ждали друзья. А на своей родине, на острове Хоккайдо, был официальным представителем этой благотворительной общественной организации.

Не так давно в жизни Ицуки Накамура произошло важное событие. Его давняя мечта наконец обрела реальные формы — создан краеведческий музей города Камиюбэцу.

У побережья Японского моря

Географические координаты Камиюбэцу — 44 градуса северной широты, 143 градуса восточной долготы. Это маленький городок с населением 6500 человек, расположенный на северо-востоке острова Хоккайдо в восьми километрах от побережья Охотского моря. От Камиюбэцу до столицы острова Саппоро 290 километров. Основные отрасли промышленности города — рыболовство и молочное животноводство. Прекрасная природа, окружающая город, в любое время года дарит его жителям умиротворяющие пейзажи.

Фрагмент жилища одного из первых поселенцев города КамиюбэцуВ 1897 году 200 семей (1285 человек) из разных префектур острова Хонсю, проделав долгий морской путь, высадились на побережье Охотского моря. В следующем году прибыло ещё 199 семей (1174 человека). Это были служащие частей, осваивавших остров Хоккайдо, и члены их семей. «Тондэнхэй» — так назывались войска, дислоцированные на острове Хоккайдо по приказу правительства императора Мэйдзи, приступившего к модернизации страны, одним из первых шагов которой была защита от внешней агрессии северных рубежей страны — острова Хоккайдо, а также развитие на острове сельского хозяйства. Один взрослый мужчина от каждой семьи должен был ежедневно нести военную службу, а его жена, родители и дети занимались освоением нетронутой тайги. Для переселенцев Камиюбэцу стал настоящей чужбиной, дикой землей, крайне удаленной от цивилизации. Люди селились в небольших домах, вокруг которых бродили медведи и волки. Порой не хватало еды. Но самой большой проблемой для людей, приехавших с теплого острова Хонсю, был сильный холод. Для поселенцев Камиюбэцу был подобен Северному полюсу. Они переносили зимы с морозами до 20 градусов, разводя огонь в домашних очагах и укутавшись в тонкие одеяла. На тяжелую работу вместе со взрослыми выходили даже маленькие дети. Сначала нужно было срубить деревья, многие из которых достигали диаметра больше метра, затем выкорчевать пни с корнями, сидящими глубоко в земле, очистить участок от кустарника и низкорослого бамбука, и только тогда можно было приступать к вспашке земли. Имея лишь пилы, мотыги да серпы, переселенцы должны были превратить дремучие леса в пахотные угодья. Самым ужасным во время работы стало огромное количество кровососущих насекомых — комаров и мошек. Мужественно преодолевая все эти трудности, поселенцу смогли освоить большие площади нетронутых земель, на которых позже разместился город Камиюбэцу. С тех пор, как сюда прибыли первые поселенцы, прошло уже 0 лет. В честь этой годовщины и в целях сохранения истории для будущих поколений был создан краеведческий музей города Камиюбэцу.

Здание музея — произведение искусства

Музей был открыт 1 августа 1996 года. Автор проекта здания — токийский архитектор Т. Ватанабэ. Вот что он сказал о замысле проекта этого здания: «Освоение Хоккайдо, как и подобные явления в истории всего человечества, могло осуществиться лишь людьми, которыми владела огромная мечта. Поэтому здание музея должно представлять собой пространство, символизирующее кристаллизацию безграничной мечты. Для этого необходимо сформировать определенное впечатление у посетителей еще перед входом в музей и создать разнообразные экспозиционные помещения, составляющие нечто подобное театру. Кроме того, им нужно придать дополнительное значение: внутреннее пространство должно быть подобно лону матери, лелеющей своих детей. Для того, чтобы здание вписалось в спокойный, без возвышенностей, рельеф города Камиюбэцу, оно должно обладать определенной изысканностью.»

Здание музея, внезапно возникшее на месте кукурузного поля, вызвало большую полемику между противниками и сторонниками строительства. То, что здание заслуживает споров о себе, придает ему дополнительную ценность и служит доказательством того, что это сооружение само по себе является произведением искусства. Когда что-то, вроде бы не вписывающееся в обстановку своим несоответствием, притягивает к себе взоры людей, оно не нуждается в дополнительной рекламе. Чтобы заставить обратить на себя внимание, произведение искусства должно обладать энергией, понятной во всем мире. Наш музей отвечает этим требованиям.

Идея экспозиции

Фрагмент  экспозиции о развитии промышленности городаЯ получил предложение оформить экспозицию музея в апреле 1995 года, то есть за 1 год и 4 месяца до его открытия. Честно говоря, я испугался, когда впервые увидел план помещений музея. Мне показалось, что из чертежей выглядывает динозавр. Подумал, что это здание не сможет в полной степени выполнять функцию музейного помещения. Выставочные залы были с разноуровневой поверхностью, что, на мой взгляд, делало сложным размещение экспонатов. Но когда я внимательно изучил план главного экспозиционного зала, который занимает большую часть первого этажа, пронизывая его насквозь, мне наконец стал понятен замысел архитектора. Он создал такой проект для того, чтобы разместить на первом этаже настоящий дом, в котором раньше жила семья одного их служащих частей, осваивавших Хоккайдо. В качестве символа прошлого он проектировал разместить внутри музея небольшой даже по меркам Хоккайдо того времени дом поселенцев, тем самым обозначив мечту, которую старалась воплотить в жизнь семья, жившая в таком доме. С большим уважением и бережностью архитектор хотел сохранить дом семьи переселенцев, то есть само историческое прошлое. Тогда же я принял решение разместить выставку в соответствии с архитектурным замыслом строения и старался оформлять экспозицию так, чтобы она гармонировала с конструктивной красотой внутренних помещений музея.

Экспозиция состоит из четырех разделов: «История частей, осваивавших Хоккайдо», «История города Камиюбэцу», «Галерея портретов поселенцев», стереофильм «Путешествие в прошлое».

Раздел «История частей, осваивавших Хоккайдо» состоит из небольших диорам, рассказывающих об истории поселенческих частей от прибытия на остров до расформирования. Раздел «История города Камиюбэцу» повествует об истории города от появления здесь человека около 10 тысяч лет назад до настоящего времени. В «Галерее портретов поселенцев» разместились портреты всех 399 служащих частей, осваивавших эту землю, которые первыми прибыли на место города. Стереоскопическая экспозиция рассказывает о фантастическом путешествии юноши, родившегося в городе Камиюбэцу, из настоящего времени в прошлое. В своих снах он оказывается солдатом-поселенцем и на собственном опыте испытывает все тяготы жизни того времени. Мы постарались сократить до минимума описания, сопутствующие экспонатам, чтобы они были понятны даже школьникам младших классов. Одной лаконичной фразой, выражающей самую суть, мы хотим заинтересовать посетителей экспонатом. С большой осторожностью мы отбирали экспонаты для музея, стараясь выставить только те, которые были бы наиболее убедительными и информативными, чтобы дать посетителям возможность более полно изучить историю родного края.

Музей по прозвищу «Джерри»

Фрагмент жилища одного из первых поселенцев города КамиюбэцуЧтобы дать официальное название музею, был проведен общественный опрос. По его результатам выяснилось, что взрослое население предлагает, в основном, вариант «Дом родных мест», а среди детского населения самым многочисленным был вариант «Джерри». Это странное на первый взгляд название возникло по аналогии с аббревиатурой названия городского центра культуры «ТОМ». Дети хотели назвать наш музей в честь второго героя известного американского мультсериала «Том и Джерри». Я тут же согласился с этим предложением, потому что новый музей создавался прежде всего для детей, и в его названии необходимо было учесть их мнение. В Японии музеи пока не приобрели гражданских прав. Посещение музея с целью знакомства со своим прошлым пока не считается обычным делом и не вошло в привычку. Поэтому нужно сделать так, чтобы музей, которым я руковожу, стал как можно ближе жителям нашего города. И выбор маленькими жителями в качестве названия музея имени одного из героев своего самого любимого мультфильма означает первый шаг к созданию современного, в полном смысле слова, музея. Честно говоря, мне и самому очень нравится Джерри из мультфильма. Как директор, я определил для себя следующие принципы управления музеем: музей нужно превратить в своего рода городской салон, музей принадлежит жителям города, поэтому здесь можно будет не только осмотреть экспонаты, но и свободно пользоваться всем оборудованием и архивными материалами.

Важно, чтобы прошедшие сюда в свое свободное время горожане что-то узнали, чему-то научились, общаясь с работниками музея в по-домашнему уютном кругу. Хотелось бы, чтобы представители старшего поколения рассказывали о прошлом этих мест молодежи. Нужно превратить музей в информационный центр. Посредством общения с музеем жители других стран будут узнавать о городе Камиюбэцу. А приходящие в музей горожане смогут знакомиться с информацией из других стран. Мне думается, что, пустив корни в прошлое, музей должен стать ядром созидания будущего. Тогда же определился и главный лозунг: «Вслушиваясь в прошлое, вглядимся в будущее». Это воплощать в жизнь прежде всего нам — сотрудникам музея. Ведь нам суждено подвергать анализу выдающееся прошлое, а для этого необходимо обладать способностями извлечь истину из опыта прошлого, чтобы составить безошибочное представление о дальнейшем ходе истории. Я хотел бы еще долгое время работать в этом музее, наполненном атмосферой творчества, свободы, пластики, фантазии. Это является той почвой, на которой развиваются и мои творческие силы.

Ицуки НАКАМУРА,
директор краеведческого музея города Камиюбэцу (Хоккайдо, Япония).