Экслибрисы Николая Холодка

Странное дело: книга в эпоху информатики отодвигается на задний план, читатели превращаются в зрителей и слушателей, но интерес к экслибрису в 90-е годы уходящего столетия значительно вырос. Быть может, потому что он — связующее звено между визуальными и буквенными образами? Экслибрис как бы обрел самостоятельную художественную ценность — не столько как знак владения книгой, сколько как популярный жанр малой графики. Можно судить об этом хотя бы по тому количеству дипломов и каталогов международных конкурсов, в которых участвовал хабаровский художник Николай Холодок.

Николай Холодок больше известен в Хабаровске как оформитель книг. Из последних — «Вспомним, товарищ» (Рассказы о войне в Афганистане, 1999), и его участие здесь не случайно. Биография его складывалась параллельно под знаками Марса и Аполлона, теперь он полковник запаса и член Союза художников. Его интерес к экслибрису бескорыстен и сродни любви к чистому искусству. Ведь это жанр, требующий от художника максимума выразительных средств при минимуме пространства и технических возможностей. По самой своей природе экслибрис связан с человеческой индивидуальностью, с ее трудовым опытом и предпочтениями в сфере прекрасного. Художник безошибочно выбирает мотивы, культурные символы, создает сюжетную композицию, соединяющую местное и вселенское, сиюминутное и вечное.

Не только столицы, но и заштатные городки разных стран проводят конкурсы малой графики и экслибриса. Кому, к примеру, ведомы итальянский городок Брунико или румынский Клуж?

Особенно интересным был 1996 год. Французский город Мец, родина Поля Верлена, объявил международный конкурс к 100-летию со дня смерти поэта, и этот конкурс имел неожиданный успех. Когда-то В. Маяковский написал в стихотворении «Верлен и Сезанн»: «Лет сорок вы тянете свой абсент из тысячи репродукций». На этот раз пришло около тысячи экслибрисов из 39 стран. Среди отобранных в экспозицию и работа Н. Холодка «Ex libris В. В. Переславцева». Его сюжет навеян морским пейзажем Верлена: «Океан сурово бьет морской волной».

Весной того же года в Париже прошел международный конкурс экслибриса. Три работы нашего земляка были включены в экспозицию. Это гравюры: «Из книг В. Г. Стариковой», «Из книг Катеринич В. Н.», «Ех libris Чашкиной Н»...

Удивительный конкурс малой графики, «Биеннале XVIII», провел недавно бельгийский город Син-Никлаас. Тема — сказки. Отклик Николая Холодка —
«Ex libris С. Глебовой», навеянный «Синей Птицей» Метерлинка. Николай Холодок получил диплом поль­ского города Гливице, фонда «Тжедака» из Буэнос-Ай­реса, представлен в каталогах литовских и многих других выставок.

Валентина КАТЕРИНИЧ,
кандидат филологических наук